Семья

Семья
Сайт для всей семьи

Мои прелести

суббота, 21 ноября 2015 г.

Колыбельные песни

 Спящий малыш
Это песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение колыбельных песен — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как "рабочие" песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.

Действительно, преобладающим размером например русских Колыбельных песен является четырехстопный хорей, и это может быть сопоставлено с ритмом движений раскачивающейся колыбели, естественно распадающихся подобна качанию маятника на двучленные группы — вперед — назад. При рассмотрении ритмической стороны К. п. надо конечно иметь в виду, как и во всем песенном фольклоре, связь словесного ритма с вокальным исполнением, поддерживающим словесный ритм растягиванием или сокращением слогов. Качания колыбели сказываются и на строфическом построении колыбельных песен, обнаруживающем тенденцию к четкости и нередко дающем простейшую двустрочную строфу с парными соседними рифмами.


Главное назначение Колыбельной песни выполняется ритмом, и поэтому в очень многих из них сюжет дан лишь в минимальном развитии. Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

****

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: "Баю-бай!"

В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар птицы
Глазки закрывай. Баю-бай!

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнне,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: "Спокойной ночи!"
Глазки закрывай! Баю-бай


****

Баю-баюшки-баю

Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

****

А. Барто

Спать пора! уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

****

М.Ю. Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

 ****

Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село, cкрылось прочь,
День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!

 ****

А. Блок

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:

"Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснет
И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…"

 ****

Михаил Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки.
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

****

Саша Черный

Баю-бай! Васик - бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, бычок, не мычи!
Ты, медведь, не рычи!
Волк, миленький, не вой,
Петушок, дружок, не пой!
Все должны теперь молчать:
Васик хочет спать...
Баю-бай! Васик - бай!
Hожками не болтай,
Глазками не моргай,
Смеятся не надо,
Ладушко-ладо!
Спи, толстый мой голыш...
Мухи, кыш! Мухи, кыш!
Hе сметь его кусать -
Васик хочет спать...
Баю-бай! Васик - бай!
Жил в зверинце попугай,
Зеленый и гладкий,
Hа желтой подкладке.
Все кричал он и кричал,
Все не спал он и не спал.
Прибежал вдруг котик,
Прыгнул на животик,
Баю-баю-баю -
И съел попугая...
Раз-два-три-четыре-пять!
Пузырей не пускать!
Спать!..
А не то нашлепаю!



****


К. Бальмонт

Легкий ветер присмирел,
Вечер бледный догорел,
С неба звездные огни,
Говорят тебе: "Усни!"
Не страшись перед судьбой,
Я, как няня, здесь с тобой,
Я, как няня, здесь пою:
"Баю-баюшки-баю".
Тот, кто знает скорби гнет,
Темной ночью отдохнет.
Все, что дышит на земле,
Сладко спит в полночной мгле,
Дремлют птички и цветы;
Отдохни, усни и ты,
Я всю ночь здесь пропою:
"Баю-баюшки-баю".

****

Баю-бай,котенок мой

Баю-бай,котенок мой
Спи, усни, ребенок мой...
Вот тебе под спинку -
Мягкую перинку
Сверху на перинку-чистую простынку.
Вот тебе под ушки -белые подушки,
Одеяльце на пуху и платочек наверху...
Баю-бай,котенок мой,
Спи-усни,ребенок мой!

****

Спи, моя радость, усни

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всё-то добыть поспешишь,
лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.

****

Лю-ли, лю-ли, лю-ли

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота - скрип-скрип...
Не будите у нас Ваню -
У нас Ваня спит, спит.

Баю, баю, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай!
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Машеньку качать.

Баю, баю, баю-бай...
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Танечка боится...,
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай!

****

Баю-баю

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше - на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!

****

Баюшки, баюшки

Баюшки, баюшки,
Скакали горностаюшки,
Прискакали к колыбели -
На Сережу поглядели.
Говорит горностай:
- Поскорее подрастай.
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И зайчонка, и волчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
А под елками - лису!

****

Люли - люли - люленьки!

Люли - люли - люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте
На кровать,
Начинайте
Ворковать.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице...
Спи-ка на здоровьице!

****

Котенька-коток

Приди, котенька-коток,
Приди, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Костенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
 И сапожки закажу.

****

Баю-баю-баиньки

Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.

Баю-баю-баиньки,
Купим <Маше> валенки,
Оденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Киска, брысь, киска, брысь -
На дорожку не ложись.
Наша Машенька пойдет -
Через киску упадет.

****


У нас котика два

У нас котика два
Оба серенькие.
Оба серенькие,
Лапки беленькие.
/другой вариант начала:
Котя-котенька-коток,
твой пушистенький хосток/
Приди, котик, ночевать -
Мою детоньку /будешь Машеньку/ качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.

****


Люли-люли-люли

Люли-люли-люли,
прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.
Стали гули говорить,
Чем бы Машу накормить.
Сахарком да медком,
Сладким пряничком.
Сладким пряником,
Конопляником.
Коровку подоим,
Молочком напоим.
Сели наши гули
К Машиной люли.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.


****

Для мальчика

За окном затих городок,
Словно выключил музыку дня.
Ничего не бойся, сынок,
Ночь сама боится огня.
Нам с тобой улыбнулась луна,
Кружит звездочек хоровод.
Это добрая фея сна
За собою тебя зовет.

Припев: Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса,
А для этого надо уснуть.

Мчит тебя белоснежный конь
В свой далекий прекрасный край.
Положи на гриву ладонь
И во всем ему доверяй.
В том краю живут короли,
Крошки-гномы хранят леса,
И огромные корабли
Поднимают свои паруса.

Припев.

Вот и сам ты уже летишь,
За спиной у тебя два крыла,
И тебя согревает, малыш,
Море солнечного тепла.
Ты отважен и смел, сынок -
Прочь тревоги и страхи прочь.
Я с тобой, ты не одинок,
И не так уж страшна эта ночь.

Припев.

****


Для девочки

Ночь укрылась черным пледом, согреваясь в свете звезд,
И сплетает быль и небыль из страны волшебных грез.
Ночь показывает сказки и легенды старины
Непослушным в серых красках, милым - розовые сны.

Припев: Закрывай, принцесса, глазки, баю-баю, ангел мой.
Верь - когда-нибудь из сказки принц придет и за тобой.
Золоченая карета повезет тебя к мечте -
К встрече с утренним рассветом, к ясной утренней звезде.

Оживают в старых книжках трубадуры, короли,
Вечно что-нибудь мальчишки ищут на краю земли.
И по свету принцы бродят по селеньям и лесам,
И любовь свою находят, так как верят в чудеса.

Припев.


****

Вам будет интересно: Народные Сказки
Афоризмы о ляльках
Информация для настоящих и будущих пап