Медлительность - это свойство нервной системы, которое нельзя изменить, поэтому необходимо учитывать в процессе обучения.
В данной статье выделим некоторые особенности медлительных детей.
Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников.
Скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений - в 1,6 раза, скорость решения логических задач - более чем в 1,5 раза. Следовательно тезис " умеет - значит сделает быстро" непременим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, однако не успевать выполнять.
У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работоспособности.
Это значит, что они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на сижение качества работы - ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.п.
Время от сигнала к действию у медлительного ребенка почти в два раза длиннее.
У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работоспособности.
Это значит, что они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на сижение качества работы - ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.п.
Время от сигнала к действию у медлительного ребенка почти в два раза длиннее.
Эта особенность очень четко провляется при включении в работу и переключении его на другой вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку начать работать сразу, ему необходимо некоторое время на врабатывание. Отвлечь этого ребенка и переключить на другой вид деятельности также не просто.
Важно подчеркнуть, что при форсировании скорости выполнения заданий ребенком можно добиться совершенно противоположного желаемому результата - скорость вместо того, чтобы уменьшиться, напротив, увеличится.
У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки.
У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки.
Видимо поэтому так сложен для медлительных детей процесс формирования всех учебных навыков и прежде всего письма.
Медлительные дети усваивают на треть меньше информации по сравнению с их сверстниками при одинаковой интенсивности ее подачи.
А если темп увеличивается, то ребенок способен усвоить лишь половину, а то и меньше. Этот факт объясняет почему ребенку с медленным темпом сложно учиться у активного, с быстрой речью и жестами учителя.
При оптимальном темпе качество и точность работы медлительно ребенка могут быть очень высокими.
Однако быстрая утомляемость является неблагоприятным фактором для учебной деятельности в школе и дома. Хотя это отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже.